11.03.2014

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках физики

В некоторых классах обучаются дети, слабоуспевающие по одному или нескольким предметам. Главная цель для учителей,  (и учителя физики, в частности) – обеспечение формирования у слабоуспевающих школьников общеучебных навыков и усвоение ими  (по крайней мере) минимума опорных знаний.

Какие же «слабые» дети обучаются в таких классах? Их можно разделить на следующие группы:
-с трудом усваивающие учебный материал;
-не проявляющие желания учиться;
-долго болевшие и не справляющиеся на данный момент с обычной программой обучения;
-имеющие различные хронические заболевания, но не относящиеся к детям с задержкой психического развития;
-только что поступившие в школу, табель успеваемости которых не отличается хорошими отметками.
Прежде всего учителю необходимо выяснить:
-состав семьи ребенка (из собеседования с классным руководителем);
-успеваемость по личному делу);
-медицинские показания;
 полезно провести беседы  с детьми и родителями.
Желательно с первого же урока установить с детьми контакт, рассказать об учебнике физики, как бы невзначай об одной из занимательных тем учебника, интересном факте из жизни выдающегося ученого-физика, о связи какой-либо темы с современной жизнью. Можно попытаться вызвать детей на разговор, их интересующий, показать опыты, которые они очень любят.
Если приходится иметь дело с учащимися, уже изучавшими физику, можно провести анкету, в которую включить такие вопросы:
а) Нравится ли тебе предмет физика? Почему?
б) Что бы ты хотел узнать из области физики в этом году?
в) Считаешь ли ты, что физика и техника взаимосвязаны? Интересует ли тебя техника?
г) Какие трудности в изучении физики испытываешь?
д) Каким по-твоему должен быть учитель физики? И т.д.
Дети могут ответить не на все вопросы, но ответы даже на некоторые из них дают большой материал для размышлений и дальнейшей работы.
Причин слабой успеваемости может быть много. Если сильный ученик попал в разряд слабоуспевающих из-за хронического заболевания, то ему требуются дополнительные задания на уроке, чтобы в конце года он показал хорошие знания.
Если же учащийся плохо усваивает материал, то ему нужны облегченные задания, причем, начиная с «азов».
С учащимися, находящимися на домашнем обучении по состоянию здоровья (на основании медицинских документов), учитель работает по индивидуальной программе.
Одна из важных задач учителя при работе со слабоуспевающими детьми – найти формы и методы индивидуальной работы для корректировки знаний и умений учащихся, для подтягивания их до нужного уровня, для помощи в преодолении трудностей. Требуется много времени на объяснение и закрепление, на проверку домашнего задания.
Учебную программу для слабых классов адаптирую, учитывая подготовку учеников (например, при изучении вопроса «Искусственные спутники Земли» можно дать формулу первой космической скорости без вывода).
При работе со слабоуспевающими учащимися использую следующие формы работы (понимая, что учебный материал изучается с трудом): фронтальная работа, индивидуальная работа по карточкам, взаимоопрос, показ интересных опытов, решение задач у доски, устный зачет, тестирование.
Когда изучаем физические величины,  материал объясняю по одной  общей схеме: название величины, что она характеризует, обозначение, единица измерения, формула, пояснение величин, входящих в формулу. Например, вводим понятие «напряжение»: напряжение характеризует электрическое поле, обозначается буквой U, измеряется в вольтах:  1В= 1Дж/1Кл;  U=A/q, где А-работа электрического поля, Дж;  q-электрический заряд, Кл.
В слабых классах хорошо использовать такой прием работы, как конспектирование. Оно помогает ученику лучше разобраться в материале, лучше понять его. Но конспектированию нужно предварительно научить. Начинаю с разъяснения разницы таких понятий, как план и конспект. Учить составлять конспект по учебнику надо, начиная с 7 класса (на первых порах совместно с учителем на уроке). Работа по составлению конспекта для слабоуспевающих детей не только ключ к познанию темы и возможность получить оценку, но и приятное занятие, в котором они участвуют с удовольствием. К тому же при ответе учащимся нужно разрешать пользоваться конспектом; тогда они лучше понимают, о чем говорят.
Вот, например, как составляем на уроке конспект параграфа «Три состояния вещества». Сначала предлагаю детям изучить параграф, затем, абзац за абзацем разбираем его снова и записываем главную мысль каждого. Последние два абзаца предлагаю обработать самим: прочитать и записать важную информацию. Конспектирование - это не переписывание учебника, а выделение главного (определения, формулы, объяснения понятия, примеров) в содержании параграфа и краткая запись его.
При оценивании работ надо постараться избегать двоек: давать возможность ребятам дополнительно ответить после уроков, иногда провести беседу, повторное объяснение и снова спросить на оценку. Критерий оценки знаний для слабоуспевающих учащихся ниже, но учитывает необходимый уровень знаний по предмету. Нужно всегда предлагать ученикам равняться на лучших, но не следует сравнивать работы разных детей, т.к. это может их обидеть.
Таким учащимся  нередко нравится готовить сообщения и презентации  по заданной учителем теме; изготавливать самодельные приборы (электроскоп, модель фонтана, поилка для птиц, «сегнерово колесо» и др.) Надо, по-возможности, чаще давать детям такие задания, чтобы повысить их мотивацию.
Чтобы заинтересовать школьников физикой и техникой можно принести в класс книги «Детская энциклопедия», «Я познаю мир», «Физика» Г. Остера, журналы «Техника - молодежи».
                                               
                                                      Шарченко В.В., учитель физики МБОУ Гимназия № 1