14.03.2015

Внеурочная деятельность по физике и её реализация в рамках требований ФГОС

В последние годы перед школьным учителем встало сразу несколько проблем – это и переход от ФК ГОС, к которому мы вот только привыкли, к ФГОС и соответственно связанные с этим изменения, и изменения, которые, как сказано в официальных нормативных документах, должны произойти с самим учителем.
«Сегодня требуется педагог, способный овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, педагог, мотивированный на непрерывное профессиональное совершенствование, инновационное поведение». И если второе полностью зависит от нас самих, то первое переход на ФГОС НОО, ООО, и в ближайшие годы на СОО – это выполнение соответствующих, вступивших в силу приказов.
Работа по внедрению ФГОС ООО – переход от знаниевой к компетентностной парадигме в образовании, обозначает необходимость изменения в целях, содержании, технологиях, формах и методах работы, которые определяют формирование компетенций в определенной сфере деятельности.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа НОО, ООО предусматривает внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Особенностью внеурочной деятельности является то, что она направлена на достижение обучающимися в большей степени личностных и метапредметных результатов.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Внеурочная деятельность организуется в следующих формах: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, военно- патриотические объединения и т. д.
План внеурочной деятельности может включать курсы внеурочной деятельности содержательно относящихся к тому или иному учебному предмету или группе предметов, но направленных на достижение личностных и метапредметных результатов. Эти результаты сформулированы в Планируемых результатах программ междисциплинарных курсов.
Достижение планируемых результатов в основной школе происходит в комплексе использования четырёх междисциплинарных учебных программ («Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работа с текстом») и учебных программы по всем предметам, в том числе по физике.
Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, т.к. количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличии от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-х классов «Занимательная физика» составленная на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам освоения основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и авторской программы Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы: 5–6 класс, рассчитана на школьников определенной возрастной группы – младших подростков и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории.
Программа представлена в общеинтеллектуальном направлении внеурочной деятельности образовательного учреждения.
На ранних этапах образования ставится задача сформировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни. Формируются первоначальные представления о научном методе познания, развиваются способности к исследованию, учащиеся учатся наблюдать, планировать и проводить эксперименты. В программе предусмотрено большое количество экспериментальных заданий и лабораторных работ. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов - они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, амперметром и вольтметром. Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Целями изучения пропедевтического курса физики – кружка «Занимательная физика» являются:
1. развитие интереса и творческих способностей младших подростков при освоении ими метода научного познания на феноменологическом уровне;
2. приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
3. формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
1. знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы (наблюдение, опыт, выявление закономерностей, моделирование явлений, формулировка гипотез и постановка задач по их проверке, поиск решения задач, подведение итогов и формулировка вывода);
2. приобретение учащимися знаний о механических явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления.
3. формирование у учащихся знаний о физических величинах путь, скорость, время, сила, масса, плотность как о способе описания закономерностей физических явлений и свойств физических тел;
4. формирование у учащихся умения наблюдать и описывать явления окружающего мира в их взаимосвязи с другими явлениями, выявлять главное, обнаруживать закономерности в протекании явлений и качественно объяснять наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
5. овладение общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
6. понимание отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Форма контроля – защита проекта. Форма проведения – кружок.
Ведущими методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Учебно-тематический план программы для 5 класса состоит из следующих разделов:
1. Мы познаем мир, в котором живем;
2. Пространство;
3. Время;
4. Движение;
5. Взаимодействие.
Содержание программы внеурочной деятельности «Занимательная физика» включается в себя выполнение следующих лабораторных работ:
1. Зависимость периода колебаний маятника на нити от длины нити.
2. Изготовление линейки и ее использование.
3. Определение цены деления измерительного прибора.
4. Различные методы измерения длины.
5. Измерение углов при помощи транспортира.
6. Измерение площадей разных фигур.
7. Измерение объема жидкости и твердого тела при помощи мерного цилиндра.
8. Измерение периода колебаний маятника.
9. Изучение равномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
10. Изучение неравномерного прямолинейного движения бруска при помощи электромагнитного отметчика времени.
11. Исследование взаимодействия груза с Землей и пружиной.
12. Исследование зависимости удлинения пружины от силы её растяжения.
13. Градуировка динамометра. Измерение силы динамометром.
14. Изучение зависимости силы трения от веса тела.
15. Измерение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
16. Исследование превращения энергии тела при его взаимодействии с Землей и пружиной.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Занимательная физика» следующие:
I. Мы познаем мир, в котором живем:
Уметь применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор.
Уметь определять: цену деления.
II. Пространство:
Уметь применять понятия: длина, угол, площадь, объем.
Уметь определять: цену деления измерительного прибора.
Уметь правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром.
III. Время:
Уметь применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год.
Уметь использовать: секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени.
IV. Движение:
Уметь применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость.
Уметь измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника.
Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях.
V. Взаимодействия:
Уметь применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия.
Уметь применять зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии.
Уметь измерять силы.
Уметь изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе.
Уметь читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины.
Отличительной особенностью данной программы является то, что в ней предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение.
Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может и должна стать привычной для детей.
Семеняченко Елена Юрьевна.