Самые важные моменты в жизни Марина Николаевна Горбанева, учитель года Калмыкии, связывает... с чемоданом. Он ее молчаливый спутник в путешествиях. Поездки разные: летние - в отпуск, каникулярные - к маме и, конечно же, профессиональные. |
Марина Горбанева - «нано - это мы!»
- У Исаака Ньютона есть такое выражение: «Если я и видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов», - говорит Марина Николаевна. - Благодаря маме я определилась с профессией, но это был мой выбор. Благодаря школе, хорошему самообразованию и увлечению физикой поступила в Ростовский, затем в Калмыцкий государственный университет. Благодарна моим преподавателям-профессионалам, верным делу и долгу, они помогли утвердиться в выборе. Элистинские средняя школа №14 и классическая гимназия, где начинала, лицей, в котором работаю уже девятый год, для меня просто подарки судьбы: добрые традиции, учителя, умеющие хорошо учить и неординарно воспитывать своих учеников, бережно развивая индивидуальность каждого.
В путешествиях Марина Николаевна не только лучше узнает, казалось бы, хорошо знакомых детей, черпает новое для активного внедрения в работу, но и находит почву для серьезных размышлений о том, что дорого и важно. Главное в них - встречи с людьми, а значит, новые жизненные уроки. Прошлой осенью в поезде Волгоград - Санкт-Петербург учителя и его команду поразил попутчик - добродушный калмык за 60. Он для всех нашел доброе слово - уставшую проводницу подбодрил, девушке пожелал встретить надежного друга. Увидев отца с ребенком лет пяти, с радостью протянул 100 рублей.
- В общем-то, традиционный калмыцкий белг, подарок. Но незнакомой девчушке, и от души, от сердца, с радостью и уважением к молодому отцу и подрастающему человеку! - восхищается педагог. - Эта встреча заставила меня задуматься о своей миссии в жизни. Какова цель учителя, входящего в класс? Дать ученику определенный набор знаний? Их сумма всегда ограничена... Научить истине? Но я не носитель истины. Что нужно современному молодому человеку в этом динамично меняющемся мире, чтобы найти себя? Интеллигентность, чуткость души? Знание? Да, наверное. Но какое?
Начало работы Марины Николаевны в школе совпало с наступлением нового века. Именно любимая физика помогает ей выстраивать взаимоотношения с ребятами на языке современных технологий и науки:
- Уроки физики формируют у моих учеников умение применять в повседневной жизни полученные знания законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью интеграции в сложный техногенный мир.
Горбанева - одна из первых калмыцких учителей, кто обратился к нанотехнологиям. К этому подтолкнуло и место работы: Элистинский лицей - первое инновационное учебное заведение Калмыкии. Нынче ему исполнилось 25 лет, десять из которых он является региональным отделением Малой академии наук в городе Обнинске. С 2012 года Марина Николаевна координирует сетевой проект «Школьная лига Роснано» по обогащению естественно-научных предметов - физики, химии, биологии, информатики.
- Участие в межпредметных проектах ШЛР дает детям понимание целостности окружающего мира: на разрозненных уроках они не схватывают общих понятий, методов и способов деятельности, - объясняет педагог. - Для меня это возможность преодоления несогласованности программ. Идея интеграции помогает увязать учебный материал с жизнью, увидеть пользу и практическое воплощение изучаемого. Главное - ШЛР помогает углубить процесс познания учеников и учителей.
На уроках Марина Николаевна использует разработки ШЛР для погружения в современную науку. Например, экскурсию по атомной электростанции ребята совершили прямо в кабинете физики - виртуально, заранее скачав на гаджеты программу «АЭС на ладони». Идею проведения урока физики в 8-м классе «Экономия начинается с освещения» учителю физики подсказали книга из медиатеки ШЛР и жизнь: конечно же, школьники рассчитывали самый экономичный способ освещения двухкомнатной хрущевки, изучая преимущества и недостатки электроприборов. Вместе с учителем дети учатся искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, воспринимать, перерабатывать и предъявлять ее в разных формах, выделять основное содержание текста, делать выводы и в конце концов решать проблемы. Не менее ценно, что командная работа помогает слышать и слушать друг друга, анализировать позицию собеседника, вычленять тезисы и антитезисы, искать аргументы для их подтверждения или опровержения.
- Нельзя воспитывать, не передавая знания. Нельзя передавать знания, не воспитывая, - считает учитель. - Думаю, что нужно стремиться не к идеалу человека, а к образу жизни, формирующему свободное развитие каждого человека. Важно научить человека мыслить самостоятельно, тогда он не перестает учиться всю жизнь независимо от профессии, не прячась за устаревшими правилами, обгоняя своих учителей и самого себя. Поэтому применяю различные способы организации урочной и внеурочной деятельности: работу в группах, творческие задания по параллелям и по профилям, игровые ситуации, мощным инструментом обучения работе в команде считаю выполнение научных и социальных проектов, совместное проведение мероприятий. Использую художественную литературу, фольклор, рассматриваю примеры из повседневной жизни, делаю исторические экскурсы. Читая труды ученых, обязательно рассматриваю их жизненный путь, нравственные качества и поступки.
Большинство выпускников Марины Николаевны поступает в ведущие технические вузы страны: МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана, МИФИ, МИСиС. Она сама разработала спецкурс «Удивительный мир нанофизики», который включен в учебный план 10-го класса. В прошлом году Элистинский лицей получил статус федеральной инновационной площадки. Второй год лицей является региональной площадкой проведения отборочного и первого туров Московской олимпиады школьников по физике. А после уроков лаборатория «Элистинский лицей в ШЛР» под руководством Горбаневой пропагандирует передовые научные знания:
- В фестивале экспериментов в рамках предметной недели из каждого класса участвуют пять представителей с опытами по определенному разделу физики, - рассказывает Марина Николаевна. - Желание провести мероприятие на высоком уровне и показать красоту физики объединяет и сплачивает ребят. Наглядный пример - флешмоб «Нано - это мы!». Идея заключалась в фотосъемке каждого класса в форме буквы из названия мероприятия, причем в разных костюмах. Теперь каждый учащийся и педагог может видеть в фойе первого этажа баннер с фотографиями и найти себя на нем. Когда мне трудно придумать оригинальный подход к проведению предметных недель и значимых дат, я привлекаю к организации детей и родителей. И это работает! Я очень радуюсь креативным идеям ребят, вдохновляюсь сама, когда вижу результат и горящие глаза детей и взрослых.
Участвуя в программах лиги, ребята, под руководством своего педагога выиграв 3 гранта в конкурсе молодежных социокультурных проектов, изготовили раздаточные материалы для обучения калмыцкому языку, провели цикл развивающих занятий для детей из малообеспеченных семей, открыли клуб робототехники «КРЭЛ». «КРЭЛ» - место, где фонтанируют идеи, бродят невероятные гипотезы и приходят неожиданные решения. Его пространство будто пропитано энергией сотрудничества, открытостью, радостным отношением к жизни.
- Кстати, в брожении идей и принятии решения мое мнение не последняя инстанция, и это мне нравится! - признается педагог. - Я давно взяла за правило: идеи учеников не отвергать, какими бы нелепыми они ни были, иначе перестанут мыслить самостоятельно. Моя задача - развивать вместе с учениками эти идеи, пока в них не откроется что-то новое. Ведь главная цель внеурочной работы, как и урока, - воспитание и развитие личности.
Уже само создание клуба «КРЭЛ» можно считать серьезным результатом труда учителя, потому что отправной точкой здесь стало именно желание детей. Вместе они разработали проект «Вдохнем жизнь в роботов» для внедрения робототехники в любимый лицей. Изучали теорию, деятельность подобных клубов в России, установили рабочие контакты с компанией по производству конструкторов «Матрешка», прошли обучение в Санкт-Петербургском политехе. Каждую пятницу кабинет физики превращается в лабораторию по конструированию роботов. Здесь родились электронные человечки - Ромка и его подружка ВАЛЛЯ. Одиннадцатиклассник Бадма Зубов создал спасательную систему для мультикоптера. Десятиклассник Егор Шпитько разработал научно-популярную лекцию с наглядными макетами «История робототехники». Ребята сами проводят занятия в лицее и других образовательных учреждениях. Главный результат, по мнению Марины Николаевны, не только приобретение начальных инженерных знаний, но и самореализация учеников, утверждение в роли создателей.
- Работать учителем в лицее очень сложно, трудно и ответственно, - говорит Марина Николаевна. - Помогает мое педагогическое кредо: «Все начинается с любви: и озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка - все начинается с любви». Согласитесь: педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии - обучая детей, надо уважать их и принимать такими, какие они есть, защищать любовью. Стараюсь сначала научиться хорошо делать то, чему хочу научить других, и только потом учить. Конкурс «Учитель года», который стал для меня настоящим профессиональным испытанием, помог по-новому взглянуть на свою деятельность, многое узнать, понять и обобщить. Не хочу останавливаться на достигнутом - я увлеченный и увлекающийся человек, а впереди еще столько неизведанного!
Элиста, Республика Калмыкия
Методический материал Марины Горбаневой читайте на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_category/233. Конкурсный урок смотрите на сайте http://ug.ru/toy_video/153.
Комментариев нет:
Отправить комментарий