23.12.2016

Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога


20 декабря 2016 в МГППУ прошла всероссийская конференция по обсуждению содержания профстандарта педагога. Модераторами круглого стола с участием учителей года России были обсуждены вопросы внедрения профстандарта в школах и основные трудности, связанные с этим.




В российской школе появятся новые должности — старшие и ведущие учителя
Дата: 20.12.2016 
Источник: Московский комсомолец

До сих пор перед нашим учителем лежал единственный карьерный путь — административный, через завуча к директору школы. Однако введение в 2019 году профстандарта учителя открывает возможности карьеры профессиональной. Помимо учителя, в школе появятся должности старшего и ведущего учителя. И именно они, как отмечалось 20 декабря на Всероссийской конференции по обсуждению содержания этого стандарта, станут локомотивами, вытаскивающими наше порой очень среднее образование на качественно новый уровень.
Ощущение, что традиционно подготовленный учитель не соответствует новым вызовам, стоящим перед отечественной школой, появилось давно. Слишком уж усложнился контингент детей, с которым в рамках одного класса должен работать педагог: тут и реальная инклюзия, и вундеркинды, и гиперактивники, и дети с дефицитом внимания, и маленькие мигранты с неродным русским.
Увы, управляться со всем этим образовательным вавилоном не способны подчас и опытные, заслуженные учителя, последним подтверждением чему стал скандал именно с таким педагогом, заклеившим на уроке рот малыша скотчем. Между тем, «сегодня родители вправе привести своего ребенка-инвалида в обычную школу, и учитель обязан работать с ним,- напомнил глава группы разработчиков профстандарта, директор Центра образования № 109 Евгений Ямбург. - А для работы с этим сложным контингентом нужны новые профессиональные компетенции».
Эти компетенции и закрепит новый профстандарт педагога. Но вместе с ними — и определенный уровень знания своего предмета, ибо проблемы есть и тут. Как показали последние исследования, каждый десятый российский учитель показал низкий уровень знания своего предмета: к примеру, 5% учителей математики не смогли решить простеньких квадратных уравнений.
Правда, выгонять с работы никого из них не будут, подчеркнул замглавы Рособрнадзора Анзор Музаев — только пере- и доучивать. Но аттестовывать их на равных с самыми продвинутыми учителями, уже сегодня обучающими детей по индивидуальным траекториям, тоже неверно. Это противоречие и разрешит новый профстандарт, который, по словам Ямбурга, «будет дифференциировать учителей не только по зарплатам, но и по почету, обеспечивая им вертикальный, но не административный, а профессиональный рост. Сейчас итоги профессиональной деятельности учителя оцениваются субъективно руководством школы, а почетные звания главным образом даются за долгую работу — чуть ли не перед смертью. Новый стандарт принесет в школу внедрение новых должностей! Плюс к учителю появятся должности старшего учителя и ведущего учителя». Что же это такое?
Чтобы занять должность просто учителя, достаточно иметь педобразование и обладать представлением об основных навыках педагогического ремесла. Старший учитель, помимо теории, должен владеть педагогической практикой и, более того, демонстрировать ее своим коллегам даже в классах с самым сложным контингентом - короче, быть эдаким, по словам Ямбурга, «играющим тренером» на поле образования. Ведущий же учитель — это высший пилотаж. Он — координатор усилий всех участников образовательного процесса, включая учителей, родителей, школьных психологов и т.п., работающих на главный результат — личный прогресс каждого ребенка. Причем, таких должностей, по оценке Ямбурга, «не может быть слишком много: не более 4-6% учительского корпуса. Это — носители передового педагогического опыта не на словах, а на деле, и они должны обслуживать не одну, а несколько школ».
Полномасштабное введение нового стандарта произойдет в 2019 году: «Мы еще никуда не бежим, но уже запрягаем, и запрягать надо быстро: сложный контингент уже в школе!» - говорят разработчики. За оставшееся время надо решить вопросы, вылезшие в ходе апробации учительского профстандарта в ряде регионов, а, главное, по словам Ямбурга, избежать двух страшных опасностей, способных не только убить весь позитив затеи, но и взорвать образовательное сообщество:
- Первая — уже зазвучавшие рапорты некоторых региональных министров образования о внедрении у них новых стандартов. У нас, говорят они, «в обычные 1-е классы уже пришли аутисты, издавая от этого крики радости». Да они явно не слышали, как кричат аутисты! А что там делать бедному учителю? Другая опасность — напротив, ничего не делать, пока не будет приказа об обязательном введении нового стандарта. Между тем учителя уже сейчас надо к этому активно готовить!

Комментариев нет:

Отправить комментарий