27.12.2013

Применение УМК "Наноэдьюкатор" на уроках физики

  
 В последнее время интерес многих ученых направлен на такую область науки, как нанотехнология. В.В.Путин в Послании Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года подчеркнул: «Сегодня для большинства людей нанотехнологии – это такая же абстракция, как и ядерные технологии в 30-е годы прошлого века. Однако нанотехнологии уже становятся ключевым направлением развития современной промышленности и науки».


19 июля 2007 года для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии»  была создана государственная корпорация «РОСНАНО» с уставным капиталом 130 млрд. рублей, генеральным директором которой является А.Б.Чубайс. На сегодняшний день в корпорации сосредоточены одни из лучших специалистов страны, которые должны наладить взаимовыгодное сотрудничество между наукой, бизнесом и государством.
8 октября 2008 года было создано «Нанотехнологическое общество России», в задачи которого входит «просвещение российского общества в области нанотехнологий и формирование благоприятного общественного мнения в пользу нанотехнологического развития страны».
 В рамках реализации  программы этого общества 30  лучших школ России, в  число которых вошел и наш лицей, в 2010 году были оснащены УМК «Наноэдьюкатор». НАНОЭДЬЮКАТОР – это Научно-Учебный Комплекс для преподавания основ нанотехнологии в институтах и университетах. Образовательный процесс с использованием НАНОЭДЬЮКАТОРа направлен на освоение основ работы в режимах Сканирующей Зондовой Микроскопии, приобретение навыков исследования нанообъектов и наноструктур, проведение зондовой нанолитографии и наноманипуляций. Измерительная система имеет специальную конструкцию, в которой учтена необходимость защиты от случайных поломок, встроенная цифровая видеокамера позволяет выбрать интересный участок на поверхности образца и контролировать состояние зонда и процесс его подвода к поверхности. Специальный зондовый датчик может быть восстановлен путем травления, что уменьшает эксплуатационные расходы и позволяет приобретать дополнительные практические навыки пользователю системы. Новое дружественное программное обеспечение учебно-научного комплекса совместимо с операционными системами MAC OS® и Windows XP®.
Таким образом, установка учебно-научного комплекса NANOEDUCATOR фактически означает получение “под ключ” учебного класса по нанотехнологиям, в котором можно сразу же приступать к процессу обучения.
 Нами разработан модуль «Введение в нанотехнологии», целью которого является изложение на  школьном уровне принципов нанотехнологий, наноэлектроники, наносенсорики в программах физики, химии, биологии и т.д.  Следует обучать лишь общим принципам, которые не устареют в обозримом будущем, а главным результатом обучения должна быть не сумма переданных знаний (т.е. информации), а развитие мышления учащихся, формирование у него представления о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности  естествознания и возможности  дальнейшего развития и  использования нанотехнологий для реализации потребностей человечества. При этом неукоснительно должны соблюдаться важнейшие принципы изложения материала: доступность для понимания и занимательность. 
Задачи модуля:
пробудить в школьнике желание познать больше; 
дополнить самостоятельно свои знания;
прийти к мысли о важности фундаментальных естественных наук, их взаимосвязи между собой и практическом использовании в технике.
В мае 2010 года Питкиева Т.И., учитель биологии, Бей В.И., учитель химии, и Горбанева М.Н., учитель физики, на базе Курчатовского атомного института прошли обучение основам работы на оборудовании NANOEDUCATOR  , и с октября 2010 года лаборатория начала свою работу. Был составлен план работы, проведены осенний профильный лагерь на базе УМК, экспериментальные работы.
В марте 2011 года на базе лицея была проведена первая конференция «Нанотехнологии. Шаг в будущее» с приглашением учителей физики  и научно- методического центра города Элисты. В течение учебного года были проведены несколько мастер-классов по использованию данного УМК, встречи с преподавателями КалмГУ. 

документ